Памятки

   




 
Морфологический разбор имени существительного³
      Часть речи, вопрос.
1.  Начальная форма (И.п., ед.ч.).
2. Постоянные признаки:
- одушевлённое или неодушевлённое;
- собственное или нарицательное; - род; - склонение.
  Непостоянные признаки: - падеж;  - число.
     3. Роль в предложении.

        Морфологический разбор имени прилагательного.

            Часть речи, вопрос.
       1. Начальная форма (ед.ч., м.р., Им.п.).
       2. Непостоянные признаки: - число; - род (только в ед.ч.); - падеж.
       3. Роль в предложении.
       
        Разбор глагола как части речи (морфологический       разбор).

          Часть речи, вопрос.
      1. Начальная форма.
      2. Постоянные признаки: - спряжение.
          Непостоянные признаки: - число; - время; - лицо (есть у глаголов в настоящем  и будущем   времени); 
          - род (есть у глаголов в прошедшем времени 
          в единственном числе).
      3. Роль в предложении.

 Список канцелярских товаров
     Технология
1. Цветная бумага
2. Цветной и белый картон
3. Пластилин
4. Клеящий карандаш
    Изобразительное искусство
1. Бумага А3
2. Гуашь
3. Кисточки
4. Восковые мелки
5. Цветные карандаши
6. Ластик                         







 






Таблица вычитания

Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на "-ить",
Кроме слов "стелить" и "брить".
А ещё: "смотреть", "обидеть",
"Слышать", "видеть", "ненавидеть",
"Гнать", "дышать", "держать", "терпеть"
И "зависеть" и "вертеть".


Русское
название
падежа
Вопросы
Предлоги
Окончание
Единственное число
Множ.
число
1 скл.
2 скл.
3 скл.
Именительный
Кто? Что? (есть)
--- ---
-а, -я
---, -о, -е
---
-ы, -и, -а, -я
Родительный
Кого? Чего? (нет)
без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг
-ы, -и
-а, -я
---, -ов, -ев, -ей
Дательный
Кому? Чему? (дам)
к, по
-е, -и
-у, -ю
-ам, -ям
Винительный
Кого? Что? (вижу)
в, за, на, про, через
-у, -ю
-о, -е
---
---, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный
Кем? Чем? (горжусь)
за, над, под, перед, с
-ой (-ою),
-ей (-ею)
-ом, -ем
-ами, -ями
Предложный
О ком? О чем? (думаю)
в, на, о, об, обо, при
-е, -и
-е, -и
-ах, -ях



Состав слова.
Приставка.    Перед корнем есть приставка,
                       Слитно пишется она,
                       И при помощи приставки
                       Образуются слова.
Корень.         Общая часть
                       Родственных слов
                       Корнем зовется –
                       Ответ наш готов.
Суффикс.       После корня он стоит,
                        Слово новое звучит.
                        Обозначу уголком –
                        Называю суффиксом.
Окончание.    На конце любого слова
                        Окончанье ищем снова.
                        Изменяемая часть
                        С другим словом держит связь.
Имя существительное.
Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.

 Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что? 
Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим. 
Имя прилагательное.

Признак предмета обозначает,

На вопросы Какое? Какая? Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже. 

Глагол.
Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.
Три  склонения  имён  существительных

Существительным  зовусь,
На  три  склонения  делюсь:
1 склонение – с  окончаньем – А  и  Я –
Рода  женского  и  мужского, друзья.
2 склонение – род  мужской  без  окончанья,
А  средний  род – О – Е – плавное  звучанье.
3 склонение – род  женский  с  Ь на  конце  всех  слов
Запомни -  это  правило  для  всех  учеников!
Согласные
Все согласные глухие в предложении:
Степка Фец, хочешь щец?
Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: 
Дактиль – 1-й слог, 
АМфибрахий – 2-й слог, 
АНапест – 3-й слог;  
а в двухсложных   ХОРЯ: ХОР – 1-й слог, Я- 2-й слог ударный.

Падежи.

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!


 Есть  шесть  братьев  падежей
Нет  на  свете  их  дружней.
Согласованно  живут
И  порядок  стерегут.
Именительный  падеж
Самый  главный  он  из  всех.
На  вопросы  кто? что? отвечает
Подлежащим  в  предложении  бывает.                                                                                  
А  теперь  падеж  родительный,
Он  не  менее  значительный.
Нет  кого? чего? – волнуется
И  с  предлогом  в  рифму  согласуется.
(Около,  с,  для,  без,  от,  из,  до, 
 у,  вокруг,  кроме, после.)
Дательный  падеж – добряк,
Всё  стремится  делать  так:
Дать  кому? чему? Быстрей –
По  к (а) – предлогов  нет  дружней!
Винительный  падеж  всегда  любуется,
Вижу  что? кого?  волнуется,
Через, в  и  на, за, про –
С  предлогом  согласуется  легко.
Творительный  падеж  вещает,
Гордиться  кем? И  чем?  решает.
Предлоги:  между,  с  и  над,  за,  под
Со  словами  дружбу  бережёт.
Предложный  вам  сулит  успех,
О  ком?  О  чём?  Он  думает  о   всех.
Предлоги  он  свои  не  забывает,
При,   в,   об,   о,   на  - 
он   громко   восклицает.
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства.
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так:
где? куда? когда? откуда?
почему? зачем? и как?


Не путаем одеть-надеть:
Надевают одежду, одевают Надежду. 
Орфография:
Шомпол, чопорный и шоры,
шов, крыжовник и обжоры,
шорох, с куртки капюшон,
шоколад, шоссе, шофер –
вот и весь набор.
Множественное число
В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять,
помидоров не собрать.
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
В городе БОрдо, на улице БОрдовой
закат бАгряный и бАгровый.
На вЕранде гулял вЕтер,
На вИтрине  вновь  Игрушки.
ТрОлль на трОтуаре  сел,
Ну а кОт кОтлету съел.
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка.
Все согласные звонкие в предложении:
Где жизнь была в мире + й
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,   
Исключенье: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, вертеть.
И зависеть, и терпеть.

Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных):
Если за корнем А, в корне пиши И.
(блИстАть – блЕстеть, нет А)
Для верного определения начальной формы глагола:
Вид не менять, 
-СЯ не терять.
Частицы
Либо, кое, ка, нибудь,
 То, таки  - не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из,
(***из-за, из-под).
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
Перенос слов
Слоги, слоги, слоги, слоги 
Побежали по дороге.. .
Вот канава впереди,
Как здесь прыгнуть, погляди.

Буквы в слове оглянулись
Как же быть? 
И тут вернулись!
Надо в слоги становиться,
Только слогом норовить 
Проскочить через канаву.

И чтоб буква не осталась,
Чтоб она не оторвалась
И вперёд не убежала
За канаву вдруг одна.

Только слоги не спешите 
И разумно поступите:
Слогами всегда шагайте,
Прыгайте и убегайте.

Вам не скучно будет вместе
Проживать на новом месте.


Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Правописание
Ввиду дождей, вследствие бури
Вместо тепла ветры подули.
По причине такой в течение дня,
в продолжение суток
Насчёт погоды идёт пересудок.
Волнует не то, ждать ли тепла,
А как писать эти слова:
Грома гремели в течение суток,
В течении реки прорвало запруду.
Имейте в виду, чинить я не буду,
Лучше приму я участие в следствии
Об этом грамматическом стихийном бедствии.
Выучу впоследствии....

Порядок планет Солнечной системы по первым буквам слов:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет:
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Девять – дальше всех – Плутон,
Кто не видит, выйди вон....



Звуко-буквенный разбор слов

Полёт -[п а лʹ о' т]  - 2слога, 2 гласные, 3 согласные
п - [п] – согласный, парный глухой, парный твёрдый
о - [а] – гласный, безударный
л - [л'] – согласный, непарный звонкий, парный мягкий
ё - [оʹ] – гласный , безударный
т - [т] -  согласный, парный глухой, парный твёрдый
5 букв, 5 звуков

Польёт -[п а лʹ йʹ о' т]  - 2слога, 2 гласные, 3 согласные
п - [п] – согласный, парный глухой, парный твёрдый
о - [а] – гласный, безударный
л - [л'] – согласный, непарный звонкий, парный мягкий




    ё – [ й'] - согласный, непарный звонкий, непарный                                                                                                                            мягкий

\
       
   ʹ] – гласный , ударный
т - [т] -  согласный, парный глухой, парный твёрдый
5 букв, 6 звуков

Алгоритм решения уравнения:

1.     Найти в уравнении части и целое.
2.     Определить, чем является х, частью или целым.
3.     Применить соответствующее правило.
4.     Назвать и записать ответ.
5.     Сделать проверку.